14:33 Легендарная дорога жизни | |
В первой половине сентября 1941 года немецко-фашистские войска, перехватив сухопутные коммуникации, связывавшие Ленинград со страной, парализовали движение судов по Ладожскому озеру. Ленинград с почти 3-миллионным населением оказался блокированным. Для жителей и защитников города наступили трагические дни. Войска испытывали острый недостаток в вооружении и боеприпасах. В городе не было света, воды, топлива, из-за отсутствия сырья не работали фабрики и заводы. Единственным продуктом питания стал хлеб, содержавший в себе 65–70 проц. различных малосъедобных примесей. Нормы выдачи его сократились до 250 г для рабочих, 125 г для детей и других категорий, до 500 г для личного состава войск первой линии и 300 г для войск тыловых частей. В городе начался голод, муки которого усиливались холодом.
Оценив создавшуюся обстановку, Военный совет Ленинградского фронта 3 ноября принял решение с началом ледостава на Ладожском озере построить военно-автомобильную дорогу. Она должна была проходить через Ваганово, Осиновец, Коккорево, затем по льду Ладожского озера до Кобоны и далее на Заборье. Прокладка дороги была объявлена ударкой стройкой. За короткий срок строители пробили через болота, лесные чащи, заснеженные сопки подъездные пути к Ладожскому озеру. Со всех концов страны к Ленинграду шли грузы, которые скапливались на восточном берегу озера. Чтобы перебросить их в Ленинград, нужна была дорога по льду Ладоги. Ледовую трассу решено было проложить в южной, наиболее узкой части озера, через Шлиссельбургскую губу. Длина участка пути, который соединил бы Вагановский спуск и Осиновец с Кобоной, определялась в 30–32 км. 17 ноября командование фронта после аэрофоторазведки организовало пешую разведку трассы дороги, чтобы определить пригодность льда для движения автотранспорта. Группа, возглавляемая воентехником 2 ранга А. Н. Стафеевым, исследовала толщину льда в районах, прилегающих к Осиновец и Коккорево, другая группа во главе с воентехником 2 ранга В. А. Соколовым разведала маршрут от Коккорево через острова Клочья на Кобону. После детального обсуждения вопроса об использовании ледовой трассы Военный совет Ленинградского фронта решил автомобильные перевозки начать с 25 ноября. Но уже 21 числа в город было доставлено несколько тонн продовольствия на санях, а вечером 22 ноября первая колонна в 60 автомашин из батальона майора В. А. Порчунова вышла с западного берега озера за грузами для Ленинграда. На следующий день Ленинград получил 33 тонны муки. Так начала действовать ледовая трасса, получившая символическое название — «Дорога жизни». Руководили перевозками начальник дороги генерал-майор интендантской службы А. М. Шилов, комиссар дороги бригадный комиссар И. В. Шикин, начальник политотдела дороги старший батальонный комиссар М. Д. Орловский и начальник ледового участка дороги капитан 2 ранга М. А. Нефедов. Усиленными темпами шло совершенствование трассы: прокладывались новые маршруты, появились пути специального назначения для перевозки продовольствия, боеприпасов, угля, для транзитных грузов. Вначале темп перевозок был низким и количество перевозимых грузов далеко не обеспечивало потребности города. С 23 по 30 ноября в Ленинград было завезено около 800 т муки, что составляло при голодной норме менее двухсуточной потребности. В декабре грузооборот стал возрастать. 22 декабря в Ленинград доставили 700 т, 23 числа — 800 т грузов. Это дало возможность увеличить норму хлебного пайка рабочим на 100 г, остальным категориям на 75 г в день с. Но план завоза грузов, определенный Военным советом фронта, все еще не выполнялся. Областной и городской комитеты партии принимали все возможные меры для улучшения работы дороги. С этой целью 5 января 1942 года секретарь ЦК ВКП(б) и Ленинградского обкома партии А. А. Жданов обратился со специальным письмом к работникам ледовой трассы. В нем говорилось, что дорога работает плохо и не выполняет плана перевозок, что героические защитники города Ленина вправе требовать от дорожников самоотверженной работы. «Ваших трудов, — говорилось в письме, — Родина и Ленинград не забудут никогда». Этот призыв нашел живой отклик у тружеников дороги. Именно в эти дни зародилось патриотическое движение многорейсников. Инициаторами его были коммунисты и комсомольцы. Одним из первых водителей, который начал делать два рейса в сутки, был коммунист Е. Ф. Васильев. Его примеру последовали М. С. Косов, А. Г. Лященко, Г. П. Царенко, В. П. Овечкин, Н. И. Воротников, Г. В. Варламов. Движение многорейсников приобрело массовый характер. Если в декабре два рейса совершали 117 человек, то в январе уже 268, в феврале — 503, в марте — 513; в апреле число многорейсников возросло до 554 человек. В практику вошло создание комсомольских эшелонов в составе 6–10 машин каждый, которые также делали два-три рейса. Начальником первого комсомольского эшелона был И. К. Кудельский. В апреле на трассе действовало 50 таких эшелонов. Непрерывно стал возрастать и темп перевозок. В январе в Ленинград завозилось в сутки уже 1700 т различных грузов. Это обстоятельство позволило вторично увеличить норму выдачи хлеба рабочим, детям, иждивенцам на 50 г, а служащим на 100 г в день. В феврале уже доставлялось более 3000 т грузов, в марте свыше 3800 т, в апреле 4000 т с лишним. 75 проц. грузов приходилось на долю продовольствия и фуража. Нелегок был труд людей ледовой трассы. Не проходило дня, чтобы на трассе не случилось несчастья: то вражеские бомбы и снаряды разворотят лед и движение застопорится, то коварная Ладога заморозит или поглотит кого-либо в своих холодных водах. Много хлопот труженикам трассы доставляли морозы, снежные бураны. В феврале 1942 года более 20 дней свирепствовала пурга. Замерло движение. Все было брошено на расчистку дороги от сугробов, достигавших роста человека. И люди победили. Трасса снова ожила. Поток грузов возобновился. Напряженным был труд водителей, регулировщиков, медиков, ремонтников, связистов, воинов, охранявших дорогу. Их борьба за увеличение перевозок изобиловала примерами воинской доблести, беззаветного мужества и готовности к самопожертвованию. Когда на одном из участков трассы образовалась большая трещина, преградившая дорогу транспорту, взвод младшего лейтенанта Ф. Ш. Клиншова приступил к наводке моста. В 35-градусный мороз бойцы забивали сваи, укладывали доски, бревна, и вскоре мост был готов. Движение возобновилось. За время действия ледовой трассы дорожники построили 150 таких мостов. Для поддержания порядка движения на ледовой трассе было создано 75 регулировочных постов и несколько специальных команд. Дорожники, ремонтники, грейдеристы, регулировщики несли круглосуточное дежурство, расчищали дорогу от торосов и сугробов. Почти все дороги на трассе подвергались снегоочистке. Дорожники построили около 300 км объездов. Героически трудились ремонтники машин. Решением Военного совета фронта на обоих берегах были созданы авторемонтные мастерские, а на трассе — пункты технической помощи. Сильно изношенный автопарк не мог полностью обеспечить перевозки. Машины часто выходили из строя, не хватало квалифицированных рабочих, запасных частей, оборудования. И тем не менее за зиму 1941/42 года было отремонтировано несколько тысяч машин. Очень трудной была работа у медиков. На трассе были поставлены санитарные палатки, в которых оказывалась медицинская помощь пострадавшим, здесь же люди получали пищу, обогревались. Военфельдшер Ольга Николаевна Писаренко бессменно находилась на трассе с первых дней до конца ее деятельности. Палатка О. Н. Писаренко была поставлена на 7-м километре — наиболее опасном участке. Он часто подвергался артиллерийскому обстрелу и авиационной бомбардировке. Особенно трудно приходилось тогда, когда на озере бушевала пурга и свирепствовали морозы. Более 100 человек спасла она от смерти. В один из авиационных налетов Ольга Николаевна была ранена, но не покинула поста, продолжая оказывать помощь товарищам. Тысячи машин день и ночь шли по ледяным дорогам. В Ленинград везли муку, крупу, сахар, масло, табак, бензин, боеприпасы и другие грузы. Из города эвакуировалось нетрудоспособное население, вывозилось ценное оборудование и имущество. Враг прилагал все усилия, чтобы прервать коммуникацию. Над трассой постоянно висели вражеские самолеты, борьбу с которыми вели стрелковые части, расположенные на берегах и на трассе, зенитные, авиационные части противовоздушной обороны Ленинградского фронта, Войск ПВО страны и Краснознаменного Балтийского флота. Трассу прикрывало 218 орудий зенитной артиллерии, 59 счетверенных пулеметных установок, 83 прожектора, четыре истребительных авиационных полка. В воздушных боях над Ладогой в этот тяжелый период отличились летчики майор Л. Г. Белоусов и капитан А. Ю. Байсултанов, удостоенные звания Героя Советского Союза, а также капитан П. И. Пилютин, лейтенант П. П. Кожанов, младшие лейтенанты В. И. Петров, Е. П. Воронцов, Г. А. Жидов и многие другие. В конце марта 1942 года лед стал заметно слабеть: уменьшилась его толщина, появились трещины, начал разрушаться береговой припай. Но перевозки не прекращались. Лишь 15 апреля с трассы были сняты автобусы, 19 числа прекратили движение по льду автоцистерны. Военный совет Ленинградского фронта принял решение прекратить движение по ледовой трассе с 12 часов 21 апреля. Но еще 23 и 24 апреля дорожники доставили в Ленинград на санках и вручную 65 т лука. С 25 апреля движение через Ладогу было прекращено, Ледовая трасса сыграла важную роль з сохранении жизни сотен тысяч ленинградцев и обеспечении боевых действий советских войск. Особо важное значение она имела в первую зиму блокады. За 157 дней (с 19.11.41 г. по 24.4.42 г.) по ней в Ленинград было доставлено 361 109 т различных грузов, осуществлен ряд оперативных перевозок, составлявших около 20 проц. общего объема перевозок. Из города было эвакуировано 514 069 ленинградцев (детей, больных и других) и около 3700 вагонов оборудования демонтированных заводов, культурных ценностей, медицинского оборудования и имущества. Массовый героизм людей трассы вошел в историю Великой Отечественной войны как одна из самых ярких ее страниц. Оценивая их героический труд, «Правда» 9 мая 1942 года писала: «Бойцы, командиры и политработники Ладожской магистрали проявили ясность цели, настойчивость в достижении этой цели, выдержку и мужество, смелость и стойкость — характерные качества советских людей». Советское правительство высоко оценило трудовую и боевую доблесть работников трассы. 341 человек был награжден орденами и медалями Советского Союза. Сейчас у деревни Корнево, на западном берегу Ладожского озера, установлен памятник, на котором высечено: «1941–1943. Эти грозные годы запомни. Здесь проходила дорога жизни. Мужеством храбрых спасен Ленинград. Павшим героям бессмертная слава». | |
|