14:33 Как гибли немецкие подводные лодки | |
В свое время был широко разрекламирован якобы имевший место случай с гибелью немецкой субмарины U-1206. Согласно этой, вряд ли правдивой версии, эта подводная лодка затонула в результате неправильного использования одним из членов ее экипажа гальюна (в некоторых версиях этот подвиг в борьбе с германским флотом приписывают даже ее капитану Карлу-Адольфу Шлитту). Однако версия с потоплением лодки из-за неправильного использования туалета не выдерживает никакой критики. Дело в том, что даже если и допустить, что через гальюн в лодку стала поступать вода, то такое отверстие кажется слишком небольшим, чтобы стать причиной гибели подводного корабля и неприятность легко герметизируется тем даже самым гальюнным люком. С другой стороны, сам командир U-1206 Карл-Адольф Шлитт не подтверждает этой версии, утверждая, что лодка затонула из-за внезапного и сильного поступления воды в носовую часть, произошедшего в то время, когда она лежала на грунте, чинясь после атаки конвоя. Окончательный крест на «гальюнной» версии гибели подводной лодки ставит любой, даже самый поверхностный анализ творчества автора и популяризатора этой версии немца Й. Бреннике. Его творчество полноводной рекой наполняет всевозможные шутки, легенды, а порой и откровенные байки, при этом далеко не все командиры подводных лодок, о которых он пишет, упоминают о знакомстве с ним. К тому же большая часть творчества этого писателя приходится на тот период, когда документов о деятельности кригсмарине еще не было в свободном доступе.
Конечно, среди превратностей войны встречались самые разные причины гибели подводных лодок. Но Германия в борьбе с морской державой Англией использовала подводный флот наиболее обширно, поэтому и печальная статистика у нее такова, что включает, пожалуй, все причины гибели подводных кораблей, а некоторые и в единственном экземпляре. Главным козырем подводной лодки является ее скрытность, поэтому часто охота за субмаринами начиналась только после того, как они наносили свой удар по надводным кораблям противника, но даже в том случае, если подлодка обнаруживалась раньше, применение артиллерии было затруднено, так как часто лодки находились в погруженном состоянии, либо успевали экстренно погрузиться. Надводным кораблям не оставалось ничего, кроме как, ориентируясь на звуки винтов и данные гидролокаторов, бросать глубинные бомбы, которые и становились главной причиной гибели подводных лодок. Иногда поврежденные лодки теряли управление и выбрасывались на поверхность, где становились добычей артиллеристов с кораблей охранения. Уязвимее всего подводная лодка становится тогда, когда она находится на поверхности – скрытности никакой, а защищаться от нападения какого-либо противника она толком не способна. Именно этим и пользовались британцы, топя немецкие субмарины на стоянках и переходах с помощью глубинных и обычных авиабомб. Часто можно встретить мнение, что авиация была настоящим бичом субмарин, но это не совсем так – опасным противником она была только в том случае, если ей удавалось застать лодку, которая не могла ничего ей противопоставить, врасплох. Посему в нашем рейтинге авиация занимает почетное второе место. Третье место занимает гибель субмарины в результате технических неполадок. Учитывая, что война требовала все большего количества подлодок, и Германии приходилось шлепать их как горячие пирожки, ничего удивительного в этом нет. Кстати, именно к этому типу гибели подлодок многие исследователи относят и гибель U-1206, упомянутой в начале статьи. В борьбе за четвертое и пятое место невозможно определить первенство – тут гибель подводных лодок на минах и в результате ошибок экипажа. Немцы прекрасно осознавали важность своего подводного флота и старательно тралили фарватеры портов, но это не всегда помогало. Гибель подлодок из-за ошибок экипажа чаще встречается в конце войны – тогда, когда опытные экипажи в большинстве своем гибли или попадали в плен, а на смену им шли неопытные, наспех обученные моряки, в то время, как напряженность борьбы с субмаринами постоянно росла. Но всего одна лодка пошла ко дну из-за свалившегося с неба предмета, причем этот предмет не был сброшенной с самолета бомбой, а был… паровозом. Впрочем, в различных версиях упоминаются грузовик или очень большой кусок корабля. Так или иначе, этот предмет рухнул на палубу подводной лодки U-26, потопившей после высадки в шлюпки экипажа артогнем британский транспорт «Olive Branch». Британские моряки продемонстрировали исключительно английскую вежливость – немецких подводников, давших возможность англичанам погрузиться в шлюпки и отойти от обреченного корабля, не пустили в лодки и те замерзли заживо. | |
|